Каменск-Уральский художник пейзажист – интервью с Н.С.Лагуткиным. Картины уральской природы. Урал в живописи.

Дата обновления статьи: 03.01.2024

Николай Степанович Лагуткин (06.03.1938 г. рождения) — уральский художник-пейзажист. Ежегодно принимает участие в Городской художественной выставке города Каменска-Уральского, проводимой городским Выставочным залом. В честь 80-ти летнего юбилея (2018 г.) состоялась его персональная выставка, получившая название «Мой край, задумчивый и нежный».

Награжден благодарственным письмом от Управления Культуры г. Каменска-Уральского «за личный вклад в культурную жизнь города», а также благодарственным письмом от Администрации городского выставочного зала за «активное участие в культурной жизни города».

Предлагаем вашему вниманию интервью с Николаем Степановичем и его внучкой Ириной Игоревной Зыряновой, которое они дали совместно специально для нашего проекта.


Н.С.Лагуткин, уральский художник пейзажист

-Чему посвящены картины Николая Степановича?

- (И. И. Зырянова) Пейзажи Николая Лагуткина передают своеобразную красоту Урала, ее величественность и неповторимость. Картины дедушки немногословны, понятны людям любого возраста, лишены каких-либо эффектов, просты и цельны по композиции. Главное содержание его полотен заложено в колористическом решении произведения.

Многие места в произведениях дедушки узнаваемы, но ценность их не в топографической точности. Изображая привычный, много раз ранее виденный мотив, он умеет передать чувства и мысли простого человека перед лицом могучей природы: восхищение, немой восторг. Наверное, в этом и кроется сила дедушкиных работ. Через свои картины он заставляет современного человека остановиться и обратиться снова к величию природы, почувствовать глубокую связь со своей малой родиной, проникнуться любовью и уважением к родному краю, ощутить быстротечность времени на фоне многовековых скал.

Красивые осенние, зимние и летние пейзажи Урала

Скалы на реке Исеть

В пейзажах Николая Степановича Лагуткина ощущается изумление перед величием и гармонией природы. Готовность простодушно и радостно удивляться открывшейся красоте придаёт его работам особое обаяние, что бы он ни рисовал. Солнечное утро или хмурая осень, тропинка в лесу или уральские скалы на речном берегу… 

В любой картине Лагуткин неизменно воплощает в живописи свою убеждённость, что этот мир наполнен добротой и светом. Именно эти черты всегда привлекали меня лично в его работах — смотря на них, проникаешься душевным теплом, любовью.

В силу обстоятельств, мне приходится жить вдалеке от родного края. Картины дедушки дают мне возможность на чувственном уровне ощутить связь, причастность к родным местам, и, несмотря на многие тысячи разделяющих нас километров, быть дома вдали от дома.

Красивые осенние, зимние и летние пейзажи Урала

Март

-Расскажите, где и в какой семье родился Николай Степанович? Как складывалась жизнь Николая Степановича в военные и послевоенные годы?

- (И. И. Зырянова) Мой дедушка, Николай Степанович Лагуткин, родился и вырос на Урале, но его родители не были коренными уральцами. Они приехали на Урал, будучи совсем детьми, в начале 1930-х годов, вместе со своими семьями, которые были репрессированы и высланы из сел Воронежской и Тамбовской областей. Будущим родителям моего деда, Степану Федоровичу Лагуткину и Марии Никитичне Сёминой, было тогда по 13 лет. Когда моему дедушке исполнилось 3 года, началась война. Степан Федорович и Мария Никитична работали на Синарском трубном заводе.

Николай Лагуткин не был единственным сыном в семье: у него было два родных брата, старший и младший. Маленькие братья были «на хозяйстве»: носили воду из колонки, топили печь, варили «картоху», нянчили младшего брата. После войны надо было налаживать мирную жизнь, а на заводе — выпуск мирной продукции.

Родители, приходя домой, валились с ног от усталости. Снова подросшие братья, теперь уже втроем, взяли груз домашних забот на свои детские плечи: работали в огороде, заготавливали дрова, ходили на общественный покос, наводили чистоту и порядок в комнатах барака, где тогда жили, заботились о корове-кормилице. И при этом хорошо учились в школе. Но они были потомками «врагов народа», спецпереселенцев, поэтому им не разрешалось заготавливать сено для личных нужд. Тогда братья, вместе с другими детьми, ходили тайком рвать траву для коровы вдоль дорог и в глухих ложках, подальше от глаз охранников. Порой их «вылазки» были удачными, но часто охранники, объезжая территорию верхом на конях, находили мальчишек, отбирали у них траву, а самих детей жестоко избивали плетками и палками. Дедушка не любит говорить о событиях тех лет, обычно в своих воспоминаниях он возвращается к родителям, их заботе и любви.

Художник Н.С.Лагуткин

-Когда Николай Степанович начал писать картины? Что подтолкнуло его к этому? Получил ли он какое-то художественное образование или научился всему самостоятельно? Был ли в его жизни человек, которого он считает своим главным учителем (в плане творчества), который оказал на Николая Степановича особое влияние?

- (Н. С. Лагуткин) Трудно сказать, когда именно я решил заниматься рисованием. Помню, еще в начальной школе на уроках рисования очень увлекался, оформлял школьные стенгазеты с удовольствием. Сколько себя помню, просто всегда нравилось рисовать, всегда был под рукой этюдник и с этим этюдником я и ходил, и все картины писал на природе, вживую, ходил на пленэры и там рисовал. Первый учитель, научивший меня азам изобразительного искусства, был как раз мой школьный учитель рисования и черчения.

- (И. И. Зырянова) Жизнь 50-х годов с натяжкой можно назвать радужной для Николая Лагуткина. Денег в семье не хватало, и в 15 лет мой будущий дедушка пошел работать на кинопередвижку, которая возила фильмы по городу и Каменскому району, помогая механику, и продолжил учебу в течение трех лет в вечерней школе рабочей молодежи ШРМ № 2. Потом механик ушел в армию, и Николай стал сам «крутить фильмы».

Н.С.Лагуткин

- (Н. С. Лагуткин) Первый человек, кто именно настроил на то, что я могу писать — это Виктор Котельников. Он был художником, который оформлял афиши для местного кинотеатра им. С. М. Кирова. Однажды я просто зашел к нему, мы разговорились. Он предложил мне написать афишу для следующего фильма. Я написал. Ему понравилось. Он сказал, «ещё напиши», я еще написал.

На тот момент, Котельников был студентом в художественном училище. Он был на каникулах и подрабатывал. Когда его каникулы подошли к концу, директор кинотеатра принялась искать художника-оформителя, но безрезультатно. И тогда Виктор сказал директору кинотеатра, «вот Вам готовый художник, не ищите». Так я стал работать художником-оформителем в кинотеатре Кирова до 57-го года, до ухода в армию. Одновременно учился и работал в вечерней школе и закончил среднее образование.

- (И. И. Зырянова) В этих же годах дедушка создал несколько карикатур для местной газеты «Каменский рабочий». Все это на тот момент без специального образования. Дедушка закончил Свердловскую областную очно-заочную школу художников-оформителей лишь в 1972 году.

Газета

"Вилы в бок", 27 июля, 1957 г.

- (Н. С. Лагуткин) Основательно писать именно картины я стал после армии. До армии писал немножко, но после армии я увлекся сильно, потому что я снова потупил работать художником. Закончил курсы художника-оформителя при обкоме партии и работая на производстве я, как любитель, занимался рисованием.

Красивые осенние, зимние и летние пейзажи Урала

Уральское серебро

-Что Вас вдохновляет, вызывает желание творить?

- (Н. С. Лагуткин) Что меня вдохновляет? Любовь к природе… Я люблю ходить только пешком, в том числе и по лесу или же, когда расстояние слишком большие, то на велосипеде. Но я часто останавливаюсь, смотрю, созерцаю — что меня поражает, на чем взгляд удерживается, то и пишу, приходя потом на это же место снова. Когда работал художником-оформителем, я рисовал портреты, но в конце концов остановился на пейзажах. Почему? Когда я на природе, то сердцем отдыхаю, и для души пишу. Я все делал для души, что-то, что меня увлекало.

Красивые осенние, зимние и летние пейзажи Урала

Лесная опушка

-Есть ли у Вас какой-то любимый сюжет, который особенно нравится писать в разных формах или под разным освещением?

- (Н. С. Лагуткин) Береза — самое мое любимое дерево. На всех картинах есть. Когда на выставках выставляюсь, подходят люди и спрашивают «а где твои березы? хочу посмотреть на твои березы». 

Мы жили в детстве среди берез, у нас поляны были. У нас на Урале везде березы. Светлые везде леса. И березы — очень нарядные. Я люблю смотреть на сучки: где, куда они направлены, сколько их. Сосны, конечно, тоже нравятся, но березы… С их листвой, с их золотой осенью! У сосны нет золотой осени, а у березы — золотая осень есть. Поэтому так.

Красивые осенние, зимние и летние пейзажи Урала

Разговор

-Расскажите, как происходит процесс работы над картиной в разное время года. Сколько часов Вы проводите за работой на воздухе? Дорабатываете ли Вы затем картину по приезду домой?

- (Н. С. Лагуткин) Все времена года по-своему хороши, у меня есть и зимние пейзажи, тоже с натуры написанные, и летние, и осенние. Зимнее потруднее писать. Краска застывает и холодно. Но я приспосабливался, где костер разводил, где из домика в саду. Весной, когда лес рисуешь, на солнце уже тепло, краски и руки не мерзнут, а какая-то часть леса еще в тени находится, и снег еще не стаял. Красиво. Если я этюд не успевал закончить на природе, то мог по памяти доделать дома, но обязательно потом проверял на природе — снова приходил на тоже место и уточнял детали для себя.

Красивые осенние, зимние и летние пейзажи Урала

Снежная сказка

Бывало, несколько картин я сделал так: сначала карандашом наброски сделал, чтобы не терять время, а потом приходил и уже на месте писал. То есть зарисовывал карандашом, переносил на холст и потом ехал писать на то место, которое зарисовал.

На воздухе обычно провожу два часа. Если больше двух, то уже и солнце уходит на другую сторону и тени по-другому падают, и нужно уже снова ехать на следующий день на это же место.

Красивые осенние, зимние и летние пейзажи Урала

Весна идет

-Сколько времени уходит на работу над одной картиной? Пишите ли Вы каждый день?

- (Н. С. Лагуткин) Не могу сказать точно, сколько времени уходит на написание одной картины. Несколько дней, наверное, но я и не учитывал никогда. Писал для души — если есть время, желание, то пишу. Я мог вернуться к картине через некоторое время. Пишу не каждый день. Регулярно, но не каждый день. Зимой обычно с этюдов переделываю, летом меньше времени из-за работы в саду.

Выставка картин Н.С.Лагуткина

Городская выставка картин. Н.С.Лагуткин - справа. На фоне - его картины.

-Есть ли у Вас особое, любимое место в окрестностях Каменск-Уральского — куда Вы приходите неоднократно, которое чаще всего пишите? Почему оно?

- (Н. С. Лагуткин) Район каменного карьера — самое любимое мое место. Оно очень интересное. И необычное. Там и скалы, и сосны отдельно стоят, и река — можно все зарисовать. Интересное место. Разноплановое, разносюжетное. У меня много картин с того места сделано.

Красивые осенние, зимние и летние пейзажи Урала

Уральские сказы

Была когда персональная моя выставка, были приглашены репрессированные люди, которые до сих пор в живых. Их было человек 50, и они все говорили мне, «не нужно нам, Николай, в лес. Сходишь на твою выставку, посмотришь, и мы как- будто уже побывали в лесу. Потому что все места узнаваемы нами, пожилыми людьми»…. И это конечно приятно слышать. Поэтому я и рисовал с натуры и только в живую, когда позволяло время.

Красивые осенние, зимние и летние пейзажи Урала

Солнечная осень

-Есть ли у Вас ученики?

- (Н. С. Лагуткин) Дочь начинала рисовать и, кстати, неплохо, закончила художественную школу на отлично, но не пошла по этой стезе. А рисует и сейчас. И даже иногда и мне подсказывает «я бы вот так сделала или так» и попадает в точку.

-Ирина Игоревна, какой самый важный совет или наблюдение Николай Степанович передал Вам как своей внучке?

- (И. И. Зырнова) С самого раннего детства я была окружена картинами дедушки, наблюдала за ходом его работы. Для меня это всегда было сродни волшебству, как на белом пустом холсте через какое-то время появляется живой, манящий пейзаж.

Красивые осенние, зимние и летние пейзажи Урала

Утро года

Под влиянием дедушки, я и сама пробовала рисовать, но никогда не отличалась особым успехом в рисовании. Зато дедушка навсегда одарил меня драгоценнейшим подарком — возможностью прочувствовать и ощутить красоту природы, красоту окружающего мира. Особенно в детстве мы часто бродили по лесу вместе. Дедушка любил останавливаться, наблюдая за окружающим пейзажем. А потом объяснять, что именно привлекло его внимание и почему. Объектом его внимания не обязательно мог служить какой-нибудь грандиозный пейзаж, наоборот, иногда он мог рассматривать поваленное или наклоненное дерево, или шершавую кору сосны, красиво подсвеченную лучами закатного солнца. До сих пор я иногда могу остановиться по пути куда-то и несколько минут наблюдать за тем или иным природным явлением, поражаясь тому, как прекрасен наш мир.

Красивые осенние, зимние и летние пейзажи Урала

Осенний поцелуй

Мой дедушка для меня всегда был нравственным ориентиром. Через него я вобрала в себя благодарность жизни и непреклонность перед ее невзгодами. Стоит мне только подумать какие испытания выпали на долю дедушки, и с каким трепетом и восторгом он до сих пор относится к жизни, — и любые личные трудности кажутся мне смешными и несерьезными.

Это, наверное, и есть главная черта дедушки — его бесконечное жизнелюбие и доброта, которыми он делится с другими посредством своих картин.

Художник Лагуткин Н.С. на фоне своих картин

Н.С.Лагуткин на фоне своих картин на выставке

________

Знаете интересного, талантливого человека, чье творчество или дело связано с природой, культурой или народными традициями России? Расскажите нам о нем, и мы с радостью опубликуем материал о вашем родственнике, друге или учителе. Публикация бесплатна.

Мы любим, когда вы нам пишите — editor@snegir.org

vkontakte telegram